Дизорфография, или как подружиться с орфографическими правилами?

20 декабря
  • Что такое дизорфография?
  • Орфографический навык
  • Как помочь ребёнку с дизорфографией?

· Ваш ребенок выучил орфографические правила, но упорно допускает ошибки на эти правила? Дополнительные занятия не приводят к желаемому результату? в чём причина неуспеха? Возможно, у Вашего ребенка ошибки связаны с нарушением письма - дизорфографией.

Что такое дизорфография?
Дизорфография - это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.


Решение орфографических задач может быть затруднено по различным причинам:
· проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
· снижение слухоречевой памяти, невозможность следовать цепочке последовательных действий в результате различной патологии беременности и родов.


Следует отметить, что нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку.

Орфографический навык
Обучение орфографии - сложный и длительный процесс. Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, не смотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы писать правильно, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:


1. Найти орфограмму в слове и определить её тип - это умение называется "орфографическая зоркость". Чтобы найти орфограмму (опасное или слабое место), надо знать её отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы: "Безударная гласная в корне слова". Ребенок должен научиться слышать и видеть безударную гласную в слове.
2. Выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Например, "Правописание безударных окончаний существительных". Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.
3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. Правила уже содержат алгоритмы: чтобы проверить безударную гласную, нужно:
· подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной;
· записать в слове ту букву, которую услышали под ударением.
4 Сверить проверочное и проверяемое слово; убедиться, что и в сильной и в слабой позиции записана одинаковая буква.


В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с логопедом.


Как помочь ребенку с дизорфографией?
Ребенок, страдающий дизорфографией, не только испытывает затруднения в процессе обучения навыку правописания, но зачастую оказываются в числе неуспевающих по многим предметам. 
В большинстве случаев проблема дизорфографии у школьников успешно решается. Вряд ли стоит смиряться с положением "неуспевающего" ученика. 
Вы можете сделать учёбу Вашего ребёнка доступной и интересной!
Мы поможем выяснить истинную причину неуспеваемости и предложим индивидуальную коррекционную программу по преодолению дизорфографии.

Детский психолог и логопед:психологическая помощь...

neroli.ruarticles/psihology/article3.html

Ребенок-левша...Как быть?

· Загадки двух полушарий…
· Переучивать ли левшу?
· Как помочь ребенку-левше?

     Ваш ребенок левша? Вы не знаете, переучивать его держать ложку и карандаш? Как подготовить маленького левшу к обучению в школе?
    Очень часто родители не знают и не понимают особенностей ребенка-левши и ставят перед ним невыполнимые задачи.

    Загадки двух полушарий…


    Многие думают, что левшество – чуть ли не дурная привычка, которую легко искоренить, заставляя ребенка делать всё правой рукой. Дело в том, что левшество- это один из вариантов нормального развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга.
    У каждого полушария головного мозга своя роль. Правое полушарие в основном отвечает за левую сторону тела: принимает информацию от левого глаза, уха, левой руки, ноги, а левое полушарие обслуживает правую сторону тела.
    Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением.
    Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, помогает приспосабливаться  к переменам.
   Обычно уже к 4 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо. Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария.

     Переучивать ли левшу?


     Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. 
Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие. 
     У ребенка левши есть два пути развития: ребенок будет нормально развиваться, но писать и есть левой рукой, или он будет писать правой рукой, но превратиться в невротика.
     Переучивание левши может стать причиной не только невроза, но и школьной неуспеваемости, а также к привести к физическим изменениям в организме: замедление роста, нарушение речевых и зрительно – пространственных способностей.
     У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.
     Поэтому, на вопрос переучивать левшу или нет, ответ однозначный: нет, т.к. переучивание это не просто перекладывание ложки или карандаша в другую руку, это изменение работы полушарий головного мозга.
    Кроме того, Вам, родители, следует знать, что действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево.

     Как помочь ребенку-левше?


    У леворуких детей часто бывают неврозы. Это связано с тем, что в нашем праворуком мире они постоянно испытывают «дикстрастресс» (правый стресс). На каждом шагу леворукий сталкивается с тем, что все окружающие предметы сделаны так, что ими удобно пользоваться правше и неудобно или невозможно – левше. 
   Как же можно помочь маленькому левше освоиться в этом мире? Вот несколько советов:

1. При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.


2. Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.


3. Часто ребенок-левша держит карандаш «крюком» или карандаш смотрит вбок, параллельно строке. В этом случае ему легко можно помочь, изменив положение листа бумаги или направление наклона. Ничего страшного, даже если тетрадь лежит почти перпендикулярно к обычному положению

.
4. Леворуким детям трудно ориентироваться в пространстве. Часто дети изображают рисунок вверх ногами, пишут «зеркально». Чтобы помочь левше ориентироваться на листе бумаги, предложите ему простые графические задания и упражнения.


5. Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

      Если у Вас возникли сомнения, правильно ли Вы занимаетесь со своим ребенком-левшой, обратитесь за консультацией к психологу.

Советуем прочитать:

1.Семенович А.В. "Эти невероятные левши" М. 2005.

2. Ольга Шелопухо  "Есди Ваш ребенок левша" Спб. 2005

Контактный телефон: 8-903-194-80-54

Контакты

8(903)194-8054, 8(916)733-8047

infoneroli@mail.ru

 г. Москва, 
ул. Народного Ополчения дом 44, корпус 2, 5 этаж, квартира-офис 33